Режим дня

* Администрация оставляет за собой право в корректировке расписания в соответствии с погодой и составом групп (кол-ву детей)

Распорядок дня Летнего лагеря «берег детства»

Если будешь ты стремиться

Распорядок выполнять,

Лучше будешь веселиться,

Лучше будешь отдыхать.

Ни для кого не секрет, что часть детей легко просыпается и без затруднений встает. Но есть такие дети, которые могли бы проспать до обеда, если вы их не разбудите. Кто-то привык подремать и понежиться в постели, перед тем как встать. Таких «лежебок» начинайте будить первыми. Пока все ребята встанут, у них еще есть время немного подремать, а к общему подъему они уже успеют проснуться и не будут чувствовать себя не такими, как все. Подъем может начинаться с включения приятной музыки, чередующимися с бодрыми заводными детскими песенками. Пусть для ребенка наступающий день начнется с улыбки вожатого, легкого прикосновения к плечу, пожелания доброго утра и замечательного дня. Вожатому следует помнить, что от утреннего подъема зависит настроение ребенка, по крайней мере, на все утро, а может быть на целый день. Поэтому не стоит кричать на детей, нужно говорить с ними доброжелательно, приветливо, но в то же время требовательно.

Зарядка

8.20 Горн зовет: на зарядку пора!

С добрым утром, детвора!

Вариантов проведения зарядки может быть много, главное – поступать адекватно ситуации и соблюдать следующие обязательные требования:
  • ➤время проведения зарядки составляет 10–15 минут;
  • ➤ зарядка проводится на открытом воздухе;
  • ➤ во время дождливой погоды зарядка проводится в хорошо проветриваемом помещении;
  • ➤ физические упражнения должны соответствовать возрасту детей, состоянию их здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности.

Особое внимание следует обратить вожатому на обувь и одежду, в которой ребята выходят на зарядку. И еще, очень важно, чтобы вожатый также участвовал в зарядке наравне со своими детьми. Никакие слова не убеждают так, как личный пример.

Походы в столовую

9.00 – 9.20 – Завтрак.

13.00 – 13.45 – Обед.

16.05 – 16.30 – Полдник.

19.00 – 19.30 – Ужин.

Все за стол! Узнать пора, Чем богаты повара!

Но у всех, смешливых даже,

За столом серьёзный вид.

Приналяжем и покажем

Наш ребячий аппетит.

Чтобы не тратить время на ожидание у столовой, когда вам накроют, и чтобы не есть холодную пищу, опоздав, сделайте вашего дежкома связным между вами и дежурным отрядом. Накрыли на ваши столы – можно всем отрядом отправиться в столовую. Во главе с вожатым и не бегом (можно каким-нибудь своим, особенным шагом). Объясните детям, что цивилизованные люди, даже если они очень хотят есть, не вбегают в столовую, сшибая с ног встречных и стараются принимать пищу не торопясь и с достоинством. Тогда от нее и польза больше, и удовольствие. Свой стол после еды желательно оставить в приличном состоянии. Если вам понравится у входа в столовую хором желать всем остальным отрядам и друг другу приятного аппетита, это может стать вашей отрядной традицией.

Тихий час

Тихий час – это время для отдыха, оно составляет 1,5-2 часа. Малышей нужно уложить спать. Подросткам можно дать время для размышлений, для письма домой или чтения книг. Полезно ввести раз и навсегда правило- никаких хождений и разговоров. Те, кто не спит должны дать возможность другим детям спокойно отдохнуть.

Свободное время

Не грустим в семействе нашем.

Мы поём, рисуем, пляшем,

Отдыхаем, загораем,

В игры разные играем.

В режиме дня предусматривается определенный промежуток времени, предоставляемый детям для самостоятельного использования. Это законное право ребят. Пусть каждый займется своим любимым делом. Один пойдет в библиотеку, другой на занятие в кружок, третий в игротеку, а кто-то просто посидит, поболтает с друзьями. Поэтому в данное время не следует планировать никаких мероприятий. Однако это не означает, что вожатый «отключается» от работы с отрядом на «перерыв». Свободное время должно быть организовано. Поэтому обращайте внимание на то, чтобы никому не было скучно, позаботьтесь о тех, кто не может сам организовать свое свободное время. Займитесь с детьми, которым это интересно, оформительской работой, предложите им интересную игру, поговорите с ними по душам…  

Самообслуживание

Служите примером в самообслуживании. Напоминайте детям о том, что по утрам необходимо чистить зубы и умываться, а перед каждым приемом пищи мыть руки; что вечером, перед сном, необходимо мыть ноги и всегда ходить чистым и опрятным. Проверяйте чистоту постели детей. Старайтесь приучать их пользоваться только личными средствами гигиены, обратив особенное внимание на расчески.

Отбой

День прошел, мы ждем другой,

А пока идем домой.

Перед отбоем нужно настроить ребят на спокойный тон. Этому хорошо способствует разговор «по душам», неторопливое, «мягкое» (без сильных эмоциональных страстей) подведение итогов дня. Обращаем ваше внимание на то, чтобы вы никогда не переносили обсуждение острых, проблемных ситуаций на время вечернего отрядного огонька и непосредственно предшествующее отбою. Неприятный разговор может очень раздосадовать и возбудить ребят, стать причиной бессоницы. Малышам расскажите сказку с добрым концом; детям среднего возраста – приключенческую историю (с продолжением); подросткам – историю о любви. Почитайте стихи, спойте, сыграйте на гитаре. Готовить детей ко сну начинайте заранее, так как у них часто именно после отбоя возникает потребность совершать все гигиенические процедуры. Выполнив их, стремитесь вовремя уложить детей в постель с первого же дня, независимо от возраста. Продумайте и используйте ритуал прощания на ночь, который ваш отряд будет совершать после вечерних гигиенических процедур. Проверьте, все ли дети на своих местах, нет ли у кого-нибудь неотложных вопросов к вожатому. Некоторое время можете еще поговорить с ребятами после того, как они улеглись в постель. Дайте им возможность угомониться, успокоиться. После пожелания спокойного сна, разговоров в спальных комнатах уже не должно быть. Будьте спокойны, но требовательны! Перед тем, как самому отправиться спать, еще раз убедитесь в том, что все дети находятся на своих местах. Не оставляйте детей одних, рассчитывая, что они уже спят. В корпусе всегда должен присутствовать дежурный вожатый.

Как уложить детей спать? Операция «МАМА»

Проводится, когда все ребята готовы ко сну, и лежат в своих кроватях. Вожатая подходит к каждому ребенку из отряда, поправляет одеяло, желает спокойной ночи, целует в щечку.

«История»

Если дети не спят, то можно выключить свет и рассказать им историю, но при условии, что глаза закрыты и царит абсолютная тишина. Рассказ ведется тихим ровным голосом. Это может быть история о случае, произошедшим с рассказчиком; известная сказка, пересказ фильма, рассказ о знаменитых личностях, исторические факты, и т.д.

Разновозрастной отряд

Вот пришел весёлый час –

Кружки работают у нас:

В клубе в шахматы сражайся,

В хоре пеньем занимайся,

Гоняй по полю мяч футбольный,

Или в бассейне бей  рекорды.

Такие отряды называют еще «семейными», потому что там находятся дети разного возраста. Здесь, как правило, не бывает острого соперничества и конфликтов, но и собрать эту группу в нечто «единое и целое» гораздо сложнее. Поэтому от вожатого требуются более тонкие педагогические навыки. Принцип работы тот же – любая продуктивная совместная деятельность, но здесь формируется другая социально-ролевая система: младшие подчиняются старшим, а старшие заботятся о младших. С одной стороны, для ребенка неплохо одновозрастный отряд – со сверстниками находится много общих интересов, у них примерно одинаковый уровень знаний, сходные психологические особенности. Вожатому, конечно, легче работать с таким отрядом: к детям можно предъявлять одинаковые режимные требования (одновременно укладывать спать в тихий час и после отбоя, устанавливать одинаковые требования к поведению и самообслуживанию). Их можно занять одной игрой или каким-то общим заданием. Но ведь задачи детского лагеря не ограничены только играми на свежем воздухе. Лагерь должен помогать развиваться, узнавать что-то новое в рамках интересов ребенка, помогать ему социализироваться. Поэтому, иногда по ситуации, возрастные отряды существенно сужают эти возможности для ребенка. Однако если в отряде есть существенная разбежка в возрасте детей (например, шестилетние и одиннадцатилетние) – т.е. отряд разновозрастный, вожатому, конечно, приходится более внимательно и даже творчески подходить к выполнению детьми режима, правил поведения и совместным играм. Малышей нужно раньше укладывать спать во время отбоя (т.к. они быстрее устают), обязательно давать им спать в тихий час (если ребенок привык спать днем). Им чаще нужна помощь в повседневных действиях: застелить постель, причесаться, убрать в тумбочке и т.д. Но при этом в разновозрастном отряде старшие часто становятся “братьями” и “сестрами” для младших – помогают им, учат чему-нибудь новому. Младшие тоже стараются помочь старшим в их делах. В разновозрастном отряде (как в многодетной семье) у детей есть возможность узнать что-то новое, получить опыт общения с людьми старшими и младшими. Такие отряды на практике оказываются более дружными, чем те, где дети – ровесники. Да и вожатого одна смена с таким отрядом вознаграждает бесценным опытом работы одновременно “родителем” для малышей, “старшим братом” или “сестрой” для средних и “другом-лидером” для старших. Как и в любых других, в разновозрастных отрядах можно найти настоящих друзей, приобрести опыт общения со сверстниками и взрослыми, научиться творчески мыслить и отдыхать, познакомиться с родным краем, а самое главное — поверить в себя! Но в отличие от своих «больших братьев» – одновозрастных отрядов, эти разновозрастные отряды хранят потрясающую атмосферу уюта, тайны своего, созданного самими ребятами мира. Они и впрямь там больше хозяева, чем вожатые. И нам, взрослым, надо научиться мириться с этим и помогая, не карабкаться наверх, а быть рядом, быть вместе.
Преимущества разновозрастных отрядов
Не смотря ни на что, создание временного единого разновозрастного детского коллектива имеет большие «плюсы». Именно здесь можно взрастить заботу старших детей о младших, взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу. Дети активно участвуют в различных видах деятельности: игровой, трудовой, интеллектуальной.
Среди основных преимуществ можно смело выделить:
  1. ➤ Общение со сверстниками Особый канал информации; по нему ребята узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.
  2. ➤ Соревновательность взаимоотношений с ребятами не своего возраста, которой нет в отношениях с родителями и сверстниками.
  3. ➤ Эффективный вид эмоционального контакта
Сознание солидарности, товарищеской взаимопомощи с разными возрастами не только облегчает автономизацию от взрослых, но и дает чувство эмоционального благополучия и устойчивости.